Добродетель — как основание добродетельной жизни
Корень добродетельной жизни — есть ревность к богоугождению, по которой человек все обращает к славе Божией и ничему, кроме Его закона, не покоряется.
Добродетель – есть постоянно ревностное попечение о точном исполнении закона Божия, основанное на вере и одушевляемое любовью и благоговением к Богу.
Определение понятия «добродетель»
Добродетель — философский и религиозный термин, означающий положительное нравственное свойство характера определённого человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона (заповедей). Является антонимом слова «грех». /Философский словарь/
Добродетель — есть определенный Богом образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра. Добродетели заключают в себе как добрые дела человека, так и доброе расположения его души, из которого происходят сами дела. Кратко можно сказать, что добродетель – это добро, вошедшее в привычку.
Добродетели – это богоподобные свойства человека, которые деятельно проявляются в его жизни.
Добродетель — не что иное есть как исполнение воли Божией. /преп. Симеон Новый Богослов/
Добродетель — есть всякое слово, дело и помышление, согласное с Законом Божиим. /Свт. Тихон Задонский/
Добродетель в трех значениях:
1) стремление духа к добру, христиански добродетельное настроение духа;
2) разные добрые расположения воли и сердца;
3) каждое отдельное доброе дело. /Святитель Феофан/
А есть ли у злых проявлений человеческой природы подобная схожесть?
Да, есть:
1) стремление и склонение человеческого духа ко злу
2) злобные расположения воли и сердца человеческого
3) каждое отдельное злое действие, поступок и навык
Пояснение:
1) Стремление к добру есть то же, что стремление пребывать в Боге, или жажда богообщения.
Христиански добродетельным настроением духа, будет: жажда и сила пребывать в общении с Богом постоянным, полным и всегдашним исполнением Его воли с помощью благодати и с верою в Господа, по силе и обету Крещения.
2) Доброе расположение есть чувство или любовь к добрым (богоугодным) делам, лежащее в основании их.
3) Всякое исполнение заповеди надлежащим образом, то есть с истиною целью, во славу Божию по вере в Господа и с законными обстоятельствами, есть доброе дело. Всякое доброе дело, лишь тогда добро, если творится для Бога и во славу Божию.
Добродетель в двух значениях
1) Во внешнем аспекте – добродетель как доброе дело (подать милостыню, простить обидчика, вытерпеть искушение)
2) Во внутреннем аспекте – добродетель как духовно-нравственное состояние личности («он кроткий», «она милостивая»…)
«Должно называть добрыми делами — действия по заповеди, а добродетелями – укоренившиеся навыком добрые расположения души» /преп. Григорий Синаит/
Истинная добродетель состоит в том, чтобы
✦ покорять свою волю, воле Божией и
✦ побеждать благим — злое,
✦ побеждать смирением гордость,
✦ кротостью и терпением – гнев,
✦ любовью – ненависть.
Это есть христианская победа, более славная, чем победа над народами.
Этого требует от нас Бог: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21) /Свт. Тихон Задонский/
Добродетель – Богочеловеческое действие
«Каждая евангельская добродетель соткана из действия благодати Божией и человеческого свободного волеизволения; каждая из добродетелей – это Богочеловеческое действие, Богочеловеческий факт» /Преподобный Иустин (Попович)/
Источник любой добродетели – Бог /Марк Подвижник/.
Добродетели – не наша собственность и заслуга: их дарует Бог. Сколько бы ты ни трудился, сколько бы ни старался – не считай доброго дела своим, потому что если бы ты не получил помощи свыше, все труды твои были бы напрасны. /Святитель Иоанн Златоуст/
Истинная добродетель — награда сама по себе
«Где истинная добродетель, там и любовь;
где любовь, там добрая и спокойная совесть,
где спокойная совесть, там мир и покой,
где мир и покой, там утешение и радость». /Свт. Тихон Задонский/
Добродетель – путь в Царство Небесное.
Цель добродетели — приближение к Богу.
«Если душа совершает добрые дела, Дух Святой обитает в ней». /Преподобный авва Исаия/
«Добродетель доставляет истинную свободу». /Святитель Иоанн Златоуст/
«Душа каждого из нас подобна лампаде, делание добра елею, любовь – фитиль, на котором почивает, как свет, благодать Божественного Духа. Когда же недостает елея, то есть доброделания, то любовь иссякает и свет Божественной благодати… гаснет, потому что добродетель и любовь, исчезая, уносят с собой и благодатные дарования. Когда же Бог отвращает лицо Свое, наступает полный мрак». /Свт. Григорий Палама/
«Три добродетели служат признаком достижения спасения:
а) рассуждение, различающее добро от зла во всех случаях;
б) благовременное предусмотрение и добра, и зла (с отложением от зла);
в) свобода от внешнего влияния (способного воспрепятствовать спасению)» /Авва Исаия/
«У кого есть трудолюбивая Марфа — всестороннее доброделание, и Мария, сидящая у ног Иисуса, — внимательное и теплое обращение к Господу всем сердцем, к тому Сам Господь придет и воскресит Лазаря – его дух, и разрешит его от всех уз душевных и телесных. Тогда начнется у него поистине новая жизнь – бестелесная в теле и неземная на земле. И это будет истинное воскресение в духе прежде будущего воскресения с телом!» /Свт. Феофан Затворник/
Виды добродетелей
Существует множество христианских добродетелей, и множество классификаций их.
Иногда добродетели разделяют на высшие и начальные.
Начальные: вера, покаяние, терпение, кротость, надежда, послушание, воздержание, милосердие, молитва, целомудрие и др.
Высшие: непрестанная молитва, смирение, любовь, бесстрастие, дар духовного рассуждения и др.
Преподобный Григорий Синаит разделяет добродетели на: деятельные, естественные и божественные
Деятельные суть дело благого произволения
Естественные происходят от сложения
Божественные – от благодати
Три главнейшие добродетели: воздержание, нестяжательность и смирение; пять за ними следующих: чистота, кротость, радость, мужество и самоуничижение, – и потом весь ряд прочих добродетелей.
Преподобный Ефрем Сирин делит добродетели на телесные, душевные и духовные
Телесные добродетели – это:
а) воздержание (пост),
б) молитвенное бдение (молитвенное правило и богослужение),
в) физический труд по самообеспечению и послушанию; и др. аскетические подвиги на благо ближних, требующие физических (телесных) усилий над собой.
Душевные: доброта, простота, почтительность, справедливость, великодушие, милосердие, щедрость, благородство, мужество.
Духовные: рассудительность, целомудрие, от которых рождаются вера, надежда, любовь, смирение, кротость, терпение, правдолюбие, свобода, сострадательность, богобоязненность, благодарность, умиление, благоговение.
Телесные добродетели должны служить душевным, душевные — духовным, а духовные — богопознанию. /Преп. Нил Синайский/
Часто выделяют добродетели естественные и сверхъестественные.
Естественные (свойственные человеческой природе (по естеству), в силу богообразности), такие как: человеческое благоразумие, милосердие, справедливость; человеческая благодарность, щедрость, снисходительность.
Сверхъестественные – Евангельские добродетели. «Какие расположения в сердце должно иметь христианину, указывают изречения Христа Спасителя о блаженствах, именно: смирение, сокрушение, кротость, правдолюбие и истинолюбие, милостивость, чистосердечие, миролюбие и терпение» /свт. Феофан Затворник/
«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона», т.е. они проистекают свыше, от Бога, по дару благодати, а не от следования только закону (Гал. 5:22-23).
Все христианские (евангельские) добродетели заключены в исполнении двух наиглавнейших заповедей – любви к Богу всем сердцем, разумением и силами души, и к ближнему как самому себе. (Иерархическая тримерия любви).
После грехопадения христианские добродетели не свойственны человеку. Они стали вышеестественными.
Христианские добродетели бесконечно превосходят известные человечеству моральные принципы.
В Евангелии Христос учит кротости, запрещая мщение вплоть до совершенного незлобия и любви к врагам. Евангельская кротость – это призыв к терпению оскорблений и гонений с молитвой за врагов, подобной той, какую явил Сам Бог на Кресте: «Отче прости им, ибо не ведают, что творят».
В Евангелии Христос заповедует нестяжание не просто как довольство необходимым, но и как милосердие к нищим, готовность отдать нуждающемуся все.
В Евангелии Христос заповедует целомудрие не только в виде отказа от растлительных действий, но и от самих помышлений.
Глубина христианского смирения должна простираться до неосуждения ближнего, прощения его грехов.
Христос говорит о любви к Богу, выражающейся в отложении всех суетных дел ради познания Бога, непрестанной молитвы и даже мученического исповедания веры.
Для приобретения христианских добродетелей человек должен подвизаться, прилагать усилия по борьбе со своими страстями и падшим естеством. Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают его (Мф. 11: 12)
Но итог подвига зависит от благодати Духа Святого, вселяющейся в человека, преображающей и обновляющей человеческое естество, подающей ему силу исполнить заповедь и творить добро.
Взаимосвязь добродетелей
«Все добродетели связаны между собой, как звенья в духовной цепи, и одна от другой зависят». /Преподобный Макарий Египетский/
«Все добродетели хороши, но надобно, чтобы они имели голову и ноги, подобно телу. Ноги добродетели — смиренномудрие, а голова — любовь. Под любовью находятся: сострадание, милостивость, щедрость, незлобие, великодушие, благотворительность и человеколюбие, которые вместе с нею человека делают богом по благодати» /Свт. Амвросий Медиоланский/
Совет желающим стяжать добродетели:не следует браться сразу за стяжание всех добродетелей или нескольких, но надо выбрать прежде одну, над приобретением которой будешь трудиться, а затем – другую.
Для приобретения добродетели нужны:
✦ правая вера
✦ доброволие
✦ сознательность
✦ рассудительность
✦ любовь
✦ воздержание и самообладание
✦ умеренность во всём
✦ духовная ревность
✦ покаяние
✦ богоподобное смирение
✦ послушание воле Божией (и Его Заповедям)
О возрастах добродетельной жизни христианской
Младенческий возраст
Это период от начала жизни христианской до образования порядка этой жизни и правил христианского действования вообще.
У св. Иоанна Лествичника приписываются новоначальным преимущественно телесные подвиги: пост, вретище, пепел, молчание, труд, бдение, слезы и др.
Юношеский возраст
Это время борьбы и подвига над искоренением страстей и насаждением добрых расположений.
У св. Иоанна Лествичника этому возрасту приписываются преимущественно подвиги душевные: нетщеславие, безгневие, благонадежие, кроткое увещание, непорочная молитва, несребролюбие.
Мужеский возраст
Это время, когда внутренняя борьба утихает, и человек начинает вкушать покой и сладость духовных благ.
Св. Иоанн Лествичник усвояет им преимущественно жизнь в духе и пребывание неподвижное в Боге: непорабощенное сердце, совершенную любовь, умом из мира выступление и во Христа внедрение, небесного света в душе и мыслей во время молитвы нерасхищение, обилие Божия просвещения, желание смерти, ненавидение жизни, небесных тайн вмещение, власть над бесами, неисповедимых Божиих судеб хранение и пр.
Пределов возрастания в добродетельной жизни нет, ибо заповедано быть «совершенными, якоже Отец Небесный совершен есть» (Мф. 5:48).
Главные страсти и противоположные им добродетели
Восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.
Восемь главных добродетелей: воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, покаяние, трезвение, смирение, любовь.
Чревоугодию противостоит ВОЗДЕРЖАНИЕ
Воздержание – удержание желаний, не согласующихся с волей Божией.
Условия стяжания: Объектом воздержания могут быть: 1) порочные страсти и греховные влечения человеческой природы и 2) ее естественные нужды и необходимые потребности. С 1-м требуется беспощадная борьба, а 2-е должно подчинить духу и удерживать в разумных пределах.
Примеры, после Иисуса Христа: праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Герасим Иорданский.
Плоды: Тело должно покориться душе, а душа — духу.
Воздержание является родоначальной, основной по отношению к другим добродетелям.
Блудной страсти противостоит ЦЕЛОМУДРИЕ
Целомудрие – совершенное подчинение тела душе, чистота души и тела.
Условия стяжания: Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний. Уклонение от сладострастных бесед, скверных слов, хранение чувств, особенно зрения, слуха и осязания. Телесные труды. Пост, молитва. Избегать всего, что может положить и малейшее пятно на чистоту души.
Целомудрие есть воздержание и преодоление (всяких) похотей борьбою.
Примеры, после Иисуса Христа: Богородица, Равноапостольная Фекла, мученица Пелагея дева, благоверная княгиня Иулиания Вяземская.
Плоды: Телесная и духовная чистота.
Сребролюбию противостоит НЕСТЯЖАНИЕ
Нестяжание – удовлетворение себя (одним) только необходимым.
Условия стяжания: Любление евангельской нищеты.
Примеры, после Иисуса Христа: преподобный Нил Сорский, блаженная Ксения Петербургская.
Плоды: Милосердие к нищим, презрение к роскоши, готовность отдать последнее.
Гневу противостоит КРОТОСТЬ
Добродетель кротости заключается в совершенном безгневии и неподвижном устроении души, пребывающей одинаковой при бесчестиях и похвалах.
Условия стяжания: Послушание. Испрашивание помощи у Бога. Самоукорение.
Примеры, после Иисуса Христа: преподобный Павел Препростый, святитель Спиридон Тримифунтский
Плоды: Терпение, безгневие, возможность при оскорблениях от ближнего без смущения и искренно о нем молиться.
Печали противостоит ПОКАЯНИЕ
Покаяние — фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной к житию по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу.
Условия стяжания: Совершение в течение всей человеческой жизни, (никогда не бывает излишним)
Примеры, после Иисуса Христа: Авва Сисой Великий, Апостол Петр
Плоды: Видение своей греховности, появление желания служить ближним, нрав становится непритворным и нелицемерным. Переход на качественно иной образ мыслей.
Унынию противостоит ТРЕЗВЕНИЕ
С одной стороны, трезвение есть внимание к спасению души среди скорбей и искушений преходящего мира, противостоящее рассеянности и лености.
С другой стороны, трезвение – это правильная (здравая) оценка своих сил и своего духовного состояния, основанная на познании своей немощи и уповании на Божественную благодать.
Условия стяжания: Хранение ума от помыслов и сердечное безмолвие. Ежедневное испытание ума и сердца.
Примеры, после Иисуса Христа: свт. Игнатий Брянчанинов; преп. Пахомий Великий.
Плоды: Исправляя сердце, исправляем внутреннее зрение своей души. Приобретается свобода от искушений, свобода от самообмана, видение своих грехов и упование на Бога, сдержанность в радости и сохранение благоразумия в скорбях.
Тщеславию противостоит СМИРЕНИЕ
Смирение – почитание себя грешником, не сделавшим ничего доброго перед Богом, уничижение духа, трезвое видение своих грехов.
Условия стяжания:
1. Справедливая оценка самого себя и понимание того, что все человеческие заслуги – дары Бога.
2. Молчание.
3. Смиреннословие.
4. Скромное одеяние.
5. Самоуничижение.
6. Сокрушение о грехах.
7. Последность.
8. Телесные труды.
9. Исполнения заповедей.
Примеры, после Иисуса Христа: преподобный Сергий Радонежский, Андрей, Христа ради юродивый
Плоды: Чем более приближаются подвижники к Богу, тем более грешными себя видят.
Есть два смирения: считать себя ниже всех и приписывать Богу свои подвиги (это совершенное смирение святых).
Гордости противостоит ЛЮБОВЬ
Любовь — венец добродетелей — совокупность совершенств, по происхождению есть дар Духа Святого, по своей сущности – обо́жение человека, по форме – жертвенное служение предмету любви – Богу и Его творению.
Условия стяжания: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь иметь ее, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». /Преподобный Амвросий Оптинский/
Примеры, после Иисуса Христа: Апостол Иоанн Богослов, преподобный Силуан Афонский.
Плоды: Жертвенное служение Богу и людям. Зрение в ближних образа Божия.
Составил протоиерей Александр Зелененко для слушателей курса «Основы православной веры и духовной жизни»
просмотры(3133)